Wednesday, February 12, 2014

Страсть к работе, или Как победить лень

Эта статья посвящена теме лени и моим способам борьбы с ней. Да-да, Вам не послышалось, я действительно буду писать о лени. К написанию статьи меня вдохновила книга Chad Fowler, The Passionate Programmer: Creating a Remarkable Career in Software Development (Pragmatic Life), автор которой – талантливый Ruby-разработчик, известный докладчик на конференциях, посвящённых Ruby и IT в целом; бывший саксофонист, а сейчас  CTO 6Wunderkinder. В этой статье не будет сложных терминов по программированию, и она будет описывать обычные ситуации, с которыми мы постоянно сталкиваемся в жизни. Для начала –мотивирующая картинка:
Многих из нас не устраивает наше социальное положение, уровень заработной платы и множество других факторов, которые действуют на нас очень угнетающе и подавляют желание развивать себя и стремиться улучшать свои навыки. Работа у нас занимает порядка 70% времени, 30% оставшегося времени мы проводим с семьей, занимаемся самообразованием, просто отдыхаем. Степень вовлеченности тем, чем мы занимаемся, определят эти 30% процентов времени – то есть как мы их будем проводить.
Обычно у людей, которым не нравится их работа, день проходит в постоянном напряжении, и когда они приходят домой, единственной отрадой для них становится вкусный ужин, просмотр передач и/или новостей, либо времяпрепровождение в любимой соцсети. В этом нет ничего плохого, но так мы тратим свое драгоценное время. Конечно, не всем суждено стать знаменитыми и известными личностями, о которых будет говорить весь мир. И все же, поговорим о том, как мы можем изменить свободные 30% времени
Люди, недовольные своим социальным положением, со временем превращаются в злобных "монстров", которые, почему-то, считают, что им все должны и их никто не любит. Такие люди ничего не делают для того, чтобы улучшить свою жизнь, и ждут изменений к лучшему самих по себе или  надеются, что "государство" когда-то им поможет. Таких людей очень много. Оглянитесь вокруг, возможно, такие люди окружают Вас. В данной статье я не описываю пенсионеров или людей с ограниченными физическими возможностями. Здесь обращается внимание на людей, которые полны физических сил и энергии, но предпочитают тратить их попусту, а затем жаловаться на окружающий мир. Такие люди винят во всем всех и вся – но только не себя любимых. В своей книге Чад Фаулер в главе 10 "Полюби это или брось" пишет:

"Конечно, природный талант играет большую роль в способностях. Мы все не можем стать Моцартами или Колтрейнами. Но мы можем уйти от посредственности, найдя работу, к которой испытываем страсть.
Это может быть сфера технологии или бизнеса, которая вам нравится. С другой стороны, это может быть специфическая сфера, которая тащит вас вниз. Возможно, вы предназначены для маленьких или больших команд. Для Agile или жестких процессов. В любом случае, нужно потратить время, чтобы найти то, что подойдёт именно вам.
Вы можете откладывать это, но рано или поздно отсутствие страсти вас догонит".

Многие люди, которые живут в небольших городах, могут не согласится с этим утверждением. В обыденной жизни людям часто приходится зарабатывать деньги на работе, которая им не нравится, чтобы обеспечивать семью. У меня вопрос к таким людям: "Что Вы сделали для того, чтобы изменить свою жизнь?". Нам часто нравится то, что не связано с нашей специальностью или тем, с чем имели дело, и боимся что-то изменить, считая, что "уже поздно". Я считаю, что поздно – это когда человека уже нет в живых. А до тех пор у нас есть шанс изменить нашу жизнь и заниматься тем, что нам нравится, становиться профессионалом в том деле, которое нам нравится. Это дело может быть не таким прибыльным, как хотелось бы, но у Вас пропадет лень, так как Вы будете усердно отдавать себя любимому делу. Вы сможете изменить не только себя, но и окружающий мир. Мне очень понравились рекомендации  Фаулера по этому поводу. С вашего позволения, процитирую их.

"Ищите работу, к которой будете испытывать страсть.
Начиная с понедельника, следующие две недели ведите небольшой журнал. Каждый рабочий день отмечайте уровень своего волнения по шкале от 1 до 10 (1 означает, что вы бы лучше остались валяться дома вместо работы, а 10 – что вам сложно оставаться в кровати, потому что вас переполняют идеи, как сделать очередную крутую штуку). Через две недели просмотрите результаты. Где находятся пики? Куда направлен тренд? Больше высоких оценок или низких? Какую оценку вы бы поставили, если бы это был школьный тест? В течение следующих двух недель каждое утро планируйте, как сделать так, чтобы завтра поставить себе десятку. Подумайте, как сегодня сделать так, чтобы завтра вы не могли дождаться начала рабочего дня. Каждый день записывайте вчерашние ожидания. Если через две недели всё выглядит плохо, возможно, пора что-то кардинально менять."

Эта книга изменила мое отношение к жизни. Я не веду дневник, который отражает мою степень увлеченности; вместо дневника у меня есть этот блог, в котором могу выразить свои мысли. Не все в этом мире измеряется деньгами. Если Вы ищете способ, как заработать больше денег, то эти советы не к Вам. Я описываю способ найти свое призвание в чем-то, чтобы наша жизнь изменилась. 
Чтобы что-то начать делать и забыть о лени, нужно найти то, что нам действительно нравится. Иногда случаются моменты, когда лень даже заниматься любимым делом. В таких случаях мне помогает просмотр видеоуроков на соответствующую тематику (в моем случае это видео по разработке ПО) или чтение тематических сайтов. Это помогает, настраивает на нужную волну. Второй способ побороть лень для меня – это осознание того, что я не доволен своим социальным положением и понимаю, что могу достичь большего, сделать так, чтобы моя жена гордилась мужем (здесь просматривая статью, жена с улыбкой мне напомнила, что она каждый день мной гордится), а моя дочь гордилась папой. Они – моя муза. Благодаря им я понимаю, что нужно постоянно работать над собой, чтобы что-то изменить в жизни, чтобы к преклонному возрасту было достигнуто нечто стоящее, кроме оставшихся воспоминаний об утраченных возможностях. 
Людей за стремлением изменить мир и их отношению к окружающему можно условно разделить на 4 категории. Возможно, их больше, но эти категории выделил я по наблюдениям за разными людьми.
1. К первой категории относятся люди, которых я описал в начале статьи. Это личности, которые ничего не делают для того чтобы что-то изменить, считая, что весь мир им что-то должен.
2. Люди второго типа также не очень далеко ушли от первого. Они понимают, что нужно что-то менять, но их часто останавливает страх, а некоторых – просто неуверенность в своих силах.
3. К третьему типу можно отнести людей, которых все устраивает и они ничего не хотят изменять в своей жизни. Примеры таких особ часто почему-то встречаются среди мужчин, которым уделяли много внимания в детстве, и это настолько отучило их делать хоть что-то, что они просто живут на квартире у родителей всю или почти всю свою сознательную взрослую жизнь. Я не смог отнести таких людей к первому или второму типу, поскольку это довольно уникальный тип со своей "харизмой".
4. К данному типу людей относятся люди, которые увлечены свой профессией и у которых есть цель, и к которой они стремятся. Очень часто среди таких людей встречаются бизнесмены, ученые, математики, программисты и много других людей, которые изменяют свою жизнь и свое окружение, чтобы сделать окружающий мир лучше.

Чтобы чего-то добиться, нужно найти то, чем мы действительно увлечены. Иначе рано или поздно нас догонит отсутствие страсти, как сказал Фаулер, и мы просто, закинем то, чем начали заниматься. Если же Вы нашли ту область, в которой хотели бы развиваться, зачастую случается другая проблема: вмешательство в Ваши планы родственников, причем не только родителей, хотя обычно наше стремление убивают в самом зародыше именно родители. Об этом Фаулер пишет такие строки:

"Твои родители предпочли бы иметь замечательную карьеру за счет большого личного риска. Более чем кто-либо, на кого ты можешь рассчитывать, твои родители могут дать тебе совет, основанный на страхе. Такой совет направлен на то, чтобы не проиграть. Думать о том, чтоб не проиграть это не путь к победе! Победители рискуют. Они думают о том, куда они хотят дойти, а не о том, где они хотят остаться. Планирование карьеры от страха, скорее всего, приведет тебя к жизни спокойной, чем великой. Конечно, это безопасно, но совсем не интересно.
В прошлом поколении, веселье не было решающим фактором, когда речь шла о карьере. Работа не должна быть веселой. Она должна приносить прибыль. Веселье, это то чем ты занимаешься в выходные дни. Веселье бывает по вечерам или на отдыхе. Но если твоя работа не интересна, как мы поняли, ты не сделаешь ничего гениального. Это не так сильно отличается от нашего времени, но наше культурное понимание того, что значит работать, изменилось к лучшему. Многие из нас понимают, что страсть приводит к совершенству. И без веселья, вряд ли будет страсть к программной работе". 

Он выражает мнение с точки зрения разработчика ПО, но Фаулер в прошлом был саксофонистом и достиг неплохих успехов, когда занимался музыкой. Он сумел адаптироваться к изменяющемуся миру и найти себя в другой области, позволяющей творить. Он сумел адаптироваться к реалиям современного мира. Есть только две вещи, которые сковывают нас от стремления к чему-то: страх и лень. Способы бороться с ленью (= искать свою страсть) можно найти в этой статье, но не знаю, как помочь побороть страх
Я сумел победить свой страх еще в университете, когда оказавшись в большом незнакомом городе сам, понял, что единственный человек, который может изменить мою жизнь,   это я сам, и что только мои страхи мешают мне это сделать. Также я благодарен своей маме, которая была не против выбранной мной специальности, которая мне интересна. Спасибо маме за то, что она воспитала меня уверенным в себе человеком, за мое счастливое детство и за то что вложила в меня всю свою любовь и заботу, чтобы я вырос тем, кем являюсь сейчас (здесь прочитывая статью, жена добавила, что также спасибо маме за воспитание прекрасного мужа). Благодаря родителям я не боюсь перемен в жизни, я готов с ними бороться и адаптироваться. Моя жена и доченька  это  мои маленькие два ангелочка, мои стимулы, которым я очень благодарен за поддержку и вдохновение для написания этой и других статей. Посмотрите вокруг себя, возможно, ваше вдохновение также рядом с Вами; если Вы не хотите изменить себя и свою жизнь ради себя, то измените ее ради своих близких. Статья получилась не совсем о борьбе с ленью, а в основном о том, что нужно делать для того, чтобы изменить свою жизнь и найти в ней себя.  

No comments:

Post a Comment